Создание условий для организации самостоятельной деятельности детей по познавательному развитию

01.05.2023

Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования определяет поддержку детской инициативы в различных видах детской деятельности. Если провести анализ требований стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы, то мы увидим, что поддержка самостоятельности ребенка является одним из важнейших условий.


В настоящее время самостоятельная деятельность является важным компонентом образовательного процесса в детском саду.


Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели. Задача педагога вызвать у ребенка желание заниматься той или иной деятельностью.


Так как  ФГОС ДО  подразумевает создание условий для свободного выбора детьми деятельности, то  в этом смысле трудно переоценить значение развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда-это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, на успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.


Данная среда должна быть сконструирована таким образом, чтобы обеспечить каждому ребенку выбор интересной для него деятельности, стимулировать его активное взаимодействие со средой (как индивидуально, так и в сотрудничестве с другими детьми и взрослыми). При этом полагается, что ребенок - активный субъект, вступающий во взаимодействие с миром.


Для организации самостоятельной деятельности ребенка в группе созданы различные центры активности (уголки). Каждый уголок оснащен своим оборудованием, которое дети используют в самостоятельной деятельности.


Уголок «Занимательная математика»  имеет важные развивающие функции. В данном центре располагается магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, различные виды мозаик, домино, пазлы.   Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки (шнуровки – «Сорока почтальон», «Сказочные часы», «Расчудесное дерево», «Теремок»).  


Дидактические и настольные игры:


- игры, развивающие у детей умения сравнивать предметы по различным признакам — размеру, форме, цвету, назначению и т.д.; «Что шире, что уже» (упражнять в сравнении предметов по длине, ширине), «Домики» и «Матрешки» (учить детей пользоваться меркой для определения высоты), «Найди пару» (сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам), «Белочки и орешки», «Рассели животных в домики» (сравнивание равных и неравных групп предметов), «Покажи дорогу зайчику», «Рассели медвежат в домики» (используя приемы наложения и сравнения двух групп предметов), «Цвета» (закрепление цвета).


- игры, развивающие у детей внимание, память, мышление - «Составь табличку», «Кто первый назовет, чего не стало?», «Бабочки и цветы», «Четвертый лишний»,  логическая игра «Счет».


- для знакомства детей со временем, днями недели,  временами года, названиями  месяцев, их последовательностью использую игры – путешествия «Когда это бывает», «12 месяцев», «Наш день», «Мои первые часы».


- игры, развивающие у детей умение ориентироваться в пространстве, определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому «Назови где», «Кто за кем», «Мишка спрятался».


- для закрепления знаний о форме геометрических фигур предлагаю такие игры, как «Какую геометрическую фигуру напоминает?», «Найди схожую по форме», «На что похоже», «Фигуры», лото «Форма» и «Цвет и форма».


- игры, развивающие у детей умение группировать предметы на основе общих признаков, составлять целое изображение из частей  («Цифры», «Игрушки», «Составь предмет»),  геометрическая мозайка; «Соберем бусы» (формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине).


-игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой», лото «Ассоциации», «Сложи узор»).


-игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»).


Развивающие игры:  «Веселая логика» (на развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы), «Куб – сортер с вкладышами» (на сравнение отверстий в рамке и вкладыша, логическое мышление), «Блоки Дьенеша» (на классифицикацию по признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру),  «Палочки Кюизенера» (на развитие представлений о числе на основе счета и измерения, овладение сенсорными эталонами, умение сравнивать, сопостовлять),  «Счетные палочки» (развитие мелкой моторики, навыков конструирования; закрепление умения манипулировать с предметами по образцу; закрепление геометрических фигур и счета), Танграм - головоломка для детей, которая состоит в решении различных задач с магическим квадратом, «Логика» (на развитие логического мышления),  «Обобщение» (закрепление обобщающих понятий), «Развивающий компьютер» (развитие логического и абстрактного мышления, памяти и внимания).


Патриотический уголок.


Любовь и привязанность к Родине начинается с любви и привязанности к родной семье. Рассматривая альбом «Моя семья» дети получают знания о своём ближайшем окружении – семье. У них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о родственных связях, именах близких родственников, о их занятиях, семейных историях и традициях; альбом «Профессии семьи»  закрепляются представления о профессиях родителей, а так же «Детское портфолио».


Для уточнения и закрепления знаний о родном городе, его достопримечательностях – памятниками архитектуры, особо живописными и известными уголками города создан альбом «Мой город Семенов».


Для знакомства с народными промыслами русского народа и нашего округа в группе создан мини-музей матрешки, альбом «Золотая Хохлома».


Для закрепления знаний детей о народных костюмах, музыкальных инструментах, знаменитых людях, народном творчестве -  есть вырезные куклы в народных костюмах, а так же дидактическая игра «Наша Родина».


Чтобы закрепить знания о России, государственной символике в уголке присутствует флаг, герб, изображение президента РФ. 


Уголок природы.


Так же для организации самостоятельной деятельности детей в группе оборудован уголок  природы.


Для закрепления знаний о комнатных растениях, их отличительных свойствах,  в уголке присутствуют различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями.


Для закрепления и обобщения представлений детей об уходе за комнатными растениями в уголке находятся инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, губки и тряпочки (находятся в контейнерах с закрывающимися крышками), пульверизатор, лейки и др. Это постоянные обитатели уголка.


Временные обитатели уголка природы - это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени, для закрепления знаний детей о природе и сезонных изменениях.


Осенью:


-Букеты осенних цветов в вазах;Хочу такой сайт

-Цветущие растения цветника (астры, хризантемы, бархатцы);

-Поделки детей из природного материала.


Зимой:

-Посадки (лук, овес, бобы и т. д);

-Ветки деревьев и кустов в вазах;

-Экибаны, поделки детей.

Весной:

-Ветки деревьев и кустарников в вазах;

-Рассада (овощи, цветы);

-Букеты разноцветущих растений (верба, цветы).

Летом:

-Букеты цветов в вазах.

Для развития творческих способностей в уголке природы имеется природный материал: жёлуди, разнообразные семечки (арбуза, дыни, хурмы), скорлупа грецких орехов и фисташек, ракушки, шишки, каштаны, листья, цветы. Природный материал дети собирают сами, засушивают и приносят в группу, а затем используют в самостоятельной деятельности.


Для закрепления знаний детей о временах года и явлениях природы в уголке собраны серии картин типа «Времена года» (закрепление сезонных изменений в природе), «Природные явления» (закрепить умение различать и называть явления природы). Дидактические игры: «Найди ошибку» (уточнить представления детей о характерных признаках каждого сезона), «Времена года» (расширять представления детей о временах года (зима, весна, лето, осень), сезонных явлениях), «Погода» (на закрепление знаний детей о временах года, месяцах, явлениях живой и неживой природы). Важным составляющим уголка природы является календарь природы (для систематического наблюдения сезонных изменений природы, ориентировки по дням, неделям, месяцам, временам года и знакомству со временем).

Для закрепления знаний детей о животных и птицах, их местом обитания собраны серии картин «Животный мир» (формирование представления у дошкольников о животном мире), «Птицы» (закрепить умение различать и называть птиц); плакаты: «Лесные жители» (обобщить и закрепить представления детей о животных нашего леса), «Животные жарких стран» (закрепление представлений о животных жарких стран и их особенностях). Дидактические игры: «Кто где живет?» (закрепить знания детей о среде обитания животных), «Веселые зверята» (парные картинки – закрепляется умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие), лото «Мамы и малыши» (формировать знания детей о животных и их детёнышах), "Зоологическое домино" (на закрепление знаний о диких и домашних животных), «Кто что ест?» (уточнять знание детьми названий животных и того, чем они питаются), «Мир животных» (способствует закреплению знаний о животных, месту и среде их обитания), «Чей домик» (закрепить умения детей соотносить изображение животного с его местом обитания). Так же имеются макеты: «Лес» (закрепить  представления о диких животных, их месте обитания), «Деревенский двор» (закрепление представления о домашних животных и их жизни), фигурки животных (дикие, домашние) и насекомых.


Для закрепления представлений о разнообразии растительного мира в уголке собраны серии картин «Растительный мир» (закрепить знания детей о растительном мире родного края), «Уход за комнатными растениями» (уточнить и закрепить знания детей о правильном уходе за комнатными растениями), «Ягоды» (закрепить понятие «ягоды», их характерные особенности), «Грибы» (закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах), «Цветы» (уточнить и закрепить знание цветов и их характерные особенности), «Деревья» (закреплять знания детей о деревьях, их названиях, строении, внешних признаках); плакаты «Овощи, фрукты, ягоды» (обобщить и закрепить представления детей об овощах, фруктах и ягодах); муляжи овощей и фруктов (использую в дидактических играх и упражнениях типа «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Чей плод?»), и т. д. Присутствуют различные дидактические игры: «С какой ветки детки?» (развивать умение различать с какого дерева плоды или семена),  пазлы «Овощи» и «Фрукты» (закрепить знания детей об овощах и фруктах), "Что где растет?"  (закреплять знания о растениях), «Угадай дерево» (дифференцировать деревья по их основным признакам: стволу, листьям), «Дары природы» (формирует понятие обобщения, расширяет знания об окружающем мире), «Живая природа» (закрепить и систематизировать знания детей о живой природе).

Познавая окружающий мир, дети стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им и др. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование.


В процессе детского экспериментирования дети учатся:


• Видеть и выделять проблему;

• Принимать и ставить цель;

• Анализировать объект или явление;

• Выделять существенные признаки, связи;

• Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения;

• Отбирать материал для самостоятельной деятельности;

• Делать выводы.


В группе создан уголок экспериментирования. В нем находится материал, для осуществления самостоятельной опытной деятельности:  лупы, микроскоп,  мерные стаканчики, пробирки, лейки, песочные часы, палочки, трубочки, мерные ложечки, воронки и резиновые груши разного объема, сито и т. д., "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами), воздушные шарики, магниты;  "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки, пакеты, паралон, кусочки кожи и меха и т.д.

Для знакомства детей с компонентами неживой природы,  пищевыми продуктами и их свойствами, для закрепления знаний о том, чем они похожи и чем отличаются мы пополняем наш уголок материалами, предназначенными для проведения разных исследований (песок, глина, камни, опилки, ракушки, грунт, различные крупы и т. д.) Пищевые продукты: мука, сахар, соль, крахмал; красители (гуашь, акварельные краски).

Для знакомства со свойствами воды и песка, развитие мелкой моторики, в уголке имеется центр для игр с песком и водой, набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде и с песком (совершенствовать представления детей об игрушках, материалах их которых они изготовлены).


Для уточнения и расширения представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах создана коллекция «Разная бумага». Для знакомства с бумагой, разных ее видах, качествах и свойствах создана коллекция «Ткани». Для знакомства с различными видами пуговиц создана коллекция «Пуговицы».

Поможет расширить знания детей дошкольного возраста об окружающем мире лото «Хочу все знать», для совершенствования знаний о предметах окружающей действительности, и о материалах из которых они сделаны в уголке есть лото «Что из чего сделано».  Уточнить и закрепить знания детей о свойствах воды и воздуха помогут картотеки игр-экспериментов с воздухом, водой, красками.

В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых фиксируются сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения.

Правильно созданная развивающая предметно - пространственная среда обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию, а также способствует развитию самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».