05.11.2022
Целевые образовательные
ориентиры
Целевые ориентиры дошкольного
образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного
образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость,
пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его
непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности
дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в
Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо
ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка
дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают
необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде
целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат
непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки
соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением
промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Настоящие
требования являются ориентирами для:
а)
решения задач формирования Программы; анализа профессиональной деятельности;
взаимодействия с семьями воспитанников;
б)
изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
в) информирования родителей (законных
представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования,
общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
Целевые ориентиры не могут служить
непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
·
аттестацию
педагогических кадров;
·
оценку
качества образования;
·
оценку
как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках
мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов,
основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
·
оценку
выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в
показатели качества выполнения задания;
·
распределение
стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ.
Целевые ориентиры программы выступают
основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При
соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые
ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к
учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Целевые
ориентиры образования в раннем возрасте:
ребенок
интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
эмоционально
вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять
настойчивость в достижении результата своих действий;
использует специфические, культурно
фиксированные предметные действия,
знает
назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет
пользоваться ими.
Владеет
простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в
бытовом и игровом поведении; проявляет
отрицательное отношение к грубости, жадности
соблюдает правила элементарной вежливости
владеет
активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами,
понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; речь
становится полноценным средством общения стремится к общению со взрослыми и активно
подражает им в движениях и действиях;
· появляются
игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за
их действиями и подражает им;
· проявляет интерес к окружающему миру природы,
с интересом участвует в сезонных наблюдениях проявляет интерес к стихам, песням и сказкам,
рассматриванию картинки,
стремится
двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения
культуры и искусства; с понимание следит
за действиями героев кукольного театра, проявляет желание участвовать в театрализованных и
сюжетно-ролевых играх,
у
ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды
движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры образования детей
младшего возраста (3-4 года)
•
Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится
проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
• Использует специфические, культурно
фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки,
расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими
навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и
игровом поведении; проявляет навыки опрятности. •Проявляет отрицательное
отношение к грубости, жадности.
• Соблюдает правила элементарной вежливости
(самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до
свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления
об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается
соблюдать их.
Целевые
ориентиры образования детей среднего возраста (4-5 лет)
•
Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и
просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и
игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
• Стремится к общению со взрослыми и активно
подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок
воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру,
предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
•
Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.
Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным
играм небольшими группами.
•
Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных
наблюдениях.
•
Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок,
стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные
произведения культуры и искусства.
•
С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание
участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
• Проявляет интерес к продуктивной
деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
• У ребенка развита крупная моторика, он
стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и
пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными
движениями.
Целевые
ориентиры образования детей старшего возраста (5-6 лет)
• Ребенок овладевает основными культурными
средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в
разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской
деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности.
• Ребенок обладает установкой положительного
отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает
чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен договариваться, учитывать интересы
и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
• Способен сотрудничать и выполнять как
лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
•
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения,
этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и
психических особенностей.
• Проявляет эмпатию по отношению к другим
людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
•
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
• Ребенок обладает развитым воображением,
которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет
разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные
ситуации и адекватно их оценивать.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной
речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения
своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации
общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки
грамотности.
•
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
• Ребенок способен к волевым усилиям, может
следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности,
во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и навыки личной гигиены.
• Проявляет ответственность за начатое дело.
• Ребенок проявляет любознательность, задает
вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями,
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о
себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с
произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к
принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных
видах деятельности.
Целевые
ориентиры образования детей дошкольного возраста (6-7 лет)
• Открыт новому, то есть проявляет
желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно
относится к обучению в школе.
• Проявляет уважение к жизни (в различных ее
формах) и заботу об окружающей среде.
• Эмоционально отзывается на красоту
окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку,
танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).
• Проявляет патриотические чувства, ощущает
гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом
разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
•
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях,
включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и
противоположному полу.
•
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные
представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать
хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
•
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый
образ жизни как ценность. В ДОУ проводится оценка индивидуального развития
детей.
Целевые
ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
·
Ребенок
овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет· инициативу и самостоятельность в
разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской
деятельности, конструировании и др.;
·
Способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
·
ребенок
обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим
людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
·
Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе
чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
·
Ребенок
обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
и прежде всего в игре;
·
Ребенок владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам;
·
Ребенок достаточно хорошо владеет устной
речью, может выражать свои мысли и желания,
может использовать речь для выражения
своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации
общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки
грамотности;
·
у
ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
·
Ребенок
способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены;
·
Ребенок проявляет любознательность, задает
вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями,
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
·
Обладает
начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и
т.п.;
·
ребенок
способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в
различных видах деятельности.
Такая
оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста,
связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их
дальнейшего планирования).
Результаты
педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для
решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе
поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или
профессиональной коррекции особенностей его развития);
2)
оптимизации работы с группой детей.