01.05.2023
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная
технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания
новых образовательных программ.
Отмечаются
попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в
развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность,
наиболее полно реализовать себя.
Однако,
сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о
том, что педагоги полностью приступили к реализации идей
личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям
для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру
остается мало времени.
В рамках
личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
·
гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической
сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку
с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Данную технологию хорошо реализовать в новых
дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это
мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным
играм, оборудование для индивидуальных занятий.
Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни),
помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности,
где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует
всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет
принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны,
уступчивы, не конфликтны.
·
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного
образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе
взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия
развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам.
Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд,
концерты, праздники, развлечения).
Педагогические
технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с
процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального
подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью
содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Радуга»,
«Из детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».
Сущность
технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на
основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество)
образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные
установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений
дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных
заданий.
Выявление
темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его
уровне развития.
Таким
образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы
воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение
поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению
выделяются:
·
постановка
целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на
достижение результата;
·
подготовка
методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными
целями и задачами;
·
оценка
актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на
достижение целей;
·
заключительная
оценка результата - уровень развития дошкольника.
Личностно-ориентированные
технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному
подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы,
сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.03.2021
Дата обновления: 01.05.2023
Дата публикации: 01.05.2023