Положение о программе наставничества МБДОУ ДС "Березка"

Республика Бурятия
Администрация муниципального образования «Муйский район»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад “Березка” общеразвивающего вида

СОГЛАСОВАНО:
Управляющий совет МБДОУ «Березка»
от « 22 » мая 2023 г.
Протокол № 3
__________

УТВЕРЖДАЮ:
МБДОУ Детский сад «Березка
________________/Т.Г.Ерастова/
«22 » мая 2023 г. Приказ № 15

Положение о программе наставничества МБДОУ Д/С «Березка»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о программе наставничества МБДОУ Д/С «Березка»
(далее – Положение) регламентирует особенности внедрения целевой модели
наставничества, в том числе разработки и реализации программ наставничества.
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», распоряжением
Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой
модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том
числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»,
локальными нормативными актами МБДОУ Д/С «Березка»
1.3. В Положении используются следующие понятия:
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Метакомпетенции – способность формировать у себя новые навыки и компетенции
самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями
и навыками.

Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого
в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие
с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные
и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки
и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином
«обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт
в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый
и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции
и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор – работник ДОУ, назначаемый заведующим, который отвечает
за организацию программы наставничества.
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов,
необходимых для реализации программ наставничества в образовательных
организациях.
2. Цели и задачи наставничества
2.1. Целью внедрения наставничества является максимально полное раскрытие
потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной
и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности,
а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки,
самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте
от 10 лет, педагогов разных уровней образования и молодых специалистов ДОУ.
2.2. Задачи внедрения наставничества
 улучшение показателей в МБДОУ в образовательной, воспитательной, социокультурной и
спортивной сферах;
 подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной
деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются
нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
 раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого
обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной
траектории;
 создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации
педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
 создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным
опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;

 формирование открытого и эффективного сообщества вокруг ДОУ, способного на
комплексную поддержку его деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские
отношения

3. Порядок организации наставничества
3.1. Наставляемые определяются путем выявления конкретных проблем
у обучающихся и педагогов, которые можно решить с помощью наставничества.
3.2. Наставники подбираются как из внутреннего, так и с внешнего контура связей
ДОУ из наиболее подготовленных, обладающих высокими профессиональными
и моральными качествами, проявляющих способности к воспитательной работе
и пользующихся авторитетом в коллективе.
К работе по наставничеству могут привлекаться обучающиеся и педагоги,
и специалисты предприятий и организаций.
3.3. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного
года в зависимости от его направления и формы.
3.4. Наставничество может быть индивидуальным (направленное на одного
обучающегося) и (или) коллективным (когда наставничество распространяется
на группу обучающихся).
3.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным
письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении
которого осуществляется наставничество. Если лицо не достигло 18 лет, то назначение
наставника происходит после получения письменного согласия его законного
представителя.
3.6. Срок наставничества может быть продлен в случае временной
нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия
по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого
осуществляется наставничество, по другим веским причинам.
3.7. Наставничество прекращается до истечения установленного срока в случае
неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
обязанностей, предусмотренных настоящим положением.
3.8. Результатами эффективной работы наставника считаются:
улучшение показателей ДОУ: образовательных, спортивных, культурных;
развитие личности наставляемого, раскрытие его потенциала;
рост числа обучающихся, способных самостоятельно строить индивидуальные
образовательные и карьерные траектории;
 улучшение психологического климата ДОУ, создание психологически
комфортной и плодотворной среды развития педагогов;
 привлечение дополнительных ресурсов и инвестиций в развитие
инновационных образовательных и социальных программ ДОУ.




3.9. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества
предусматривается:



объявление благодарности, награждение почетной грамотой;
материальное поощрение в соответствии с локальными нормативными актами
ДОУ.
4. Руководство наставничеством

4.1. Внедрение и реализация наставничества возлагаются на куратора, который
назначается распорядительным актом директора ДОУ.
Куратор осуществляет следующие функции:
сбор и работа с базой наставников и наставляемых;
организация обучения наставников;
контроль проведения программ наставничества;
участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы
наставничества;
 решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации
наставничества;
 мониторинг реализации и получение обратной связи от участников
программы.





4.2. Дополнительно куратор осуществляет следующие функции:










определяет кандидатуру наставника;
определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно
осуществляет наставничество;
определяет срок наставничества;
осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности
наставляемого, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс
работы по наставничеству, программу наставничества;
создает необходимые условия для совместной работы наставника
и наставляемого;
вносит предложения о замене наставника;
вносит предложения о поощрении наставника;
обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных
документов по итогам наставничества.
5. Права и обязанности наставника

5.1. Наставник имеет право:
вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором
работает лицо, в отношении которого осуществляется наставничество,
о создании условий для совместной работы;
 требовать от лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
выполнения указаний по вопросам, связанным с его деятельностью;


осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого
осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения
заданий, поручений и качества выполненной работы;
 обращаться с заявлением к директору школы с просьбой о сложении с него
обязанностей наставника конкретного лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.


5.2. Наставник обязан:
















руководствоваться требованиями законодательства РФ и локальных
нормативных актов школы при осуществлении наставнической деятельности;
способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, высоких профессиональных и морально-психологических
качеств;
оказывать содействие наставляемому в исполнении его обязанностей,
ознакомлении с основными направлениями деятельности, полномочиями
и основами корпоративной культуры;
оказывать содействие наставляемому в изучении законодательства РФ
и локальных нормативных актов школы, регламентирующих исполнение
должностных обязанностей наставляемого;
способствовать освоению наставляемым практических приемов и способов
качественного выполнения своих обязанностей, устранению допущенных
ошибок;
передавать наставляемому накопленный опыт профессионального мастерства,
обучать наиболее рациональным приемам, передовым и безопасным методам
работы;
привлекать к участию в общественной жизни коллектива школы;
воспитывать у наставляемого дисциплинированность и исполнительность,
нацеленность на результативную работу, рост производительности труда,
проявлять требовательность в вопросах соблюдения норм профессиональной
этики;
периодически докладывать куратору о процессе адаптации наставляемого, его
дисциплине и поведении, результатах профессионального становления.
6. Права и обязанности наставляемого

6.1. Наставляемый имеет право:
обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с реализацией
программы наставничества;
 вносить предложения по корректировке программы наставничества;
 обращаться к куратору с ходатайством о замене наставника.


6.2. Наставляемый обязан:
выполнять мероприятия программы наставничества в установленные сроки;
выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению обязанностей
при реализации программы наставничества;
 совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы
и способы качественного исполнения обязанностей;








устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
участвовать в общественной жизни коллектива ДОУ.
7. Формы и стили наставнической деятельности

7.1. Формы наставнической деятельности:
прямая (непосредственный контакт с молодым специалистом и (или)
обучающимся, общение с ним не только в рабочее время,
но и в неформальной обстановке) и опосредованная (формальный контакт,
путем советов, рекомендаций, но личные контакты сводятся к минимуму,
а также влияние на его окружающую среду);
 индивидуальная (за наставником закрепляется один молодой специалист и
(или) обучающийся) и групповая (наставничество распространяется
на группу молодых специалистов и (или) обучающихся);
 открытая (двустороннее взаимодействие наставника и молодого специалиста и
(или) обучающегося) и скрытая (наставник воздействует на молодого
специалиста и (или) обучающегося незаметно для второго);
 коллективно-индивидуальная (наставничество над одним молодым
специалистом и (или) обучающимся осуществляет трудовой коллектив) или
коллективно-групповая (наставничество трудового коллектива
осуществляется над группой молодых специалистов и (или) обучающихся).


7.2. Стили наставничества (выбор стиля взаимодействия зависит от уровня подготовки
подопечного и сложности задачи):
инструктаж – стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые указания
подопечному или предлагает ему копировать свои собственные действия;
 объяснение – стиль, при котором наставник показывает, как правильно
выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает
обоснование своим действиям;
 развитие – это стиль, при котором наставник предлагает решить
производственную задачу и представить результат.


8. Разработка программы наставничества
8.1. Программа наставничества (далее – программа) разрабатывается куратором или
другим работником ДОУ, назначенным заведующим, в соответствии
с законодательством РФ.
8.2. Программа носит срочный характер, ее действие рассчитано на один календарный
год с возможностью пролонгации при необходимости и определено запросами
потенциальных наставляемых в данный период. Программа может корректироваться
куратором при обязательном согласовании с участниками исходя из специфики
психолого-педагогической ситуации.

8.3. Проектирование содержания программы осуществляется куратором
в сотрудничестве с парами «наставник + наставляемый»/группами в соответствии
с запросами наставляемого и возможностями участников .
8.4. Программа должна определять наиболее оптимальные и эффективные для
удовлетворения выявленных у потенциальных наставляемых запросов содержание,
формы, методы и приемы организации наставничества, учитывая состояние здоровья
учащихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, а также имеющиеся
у ДОУ ресурсы.
8.5. Структура программы должна соответствовать таблице, приведенной ниже.
Структура программы
№п/п
1

Элементы программы
Пояснительная записка

Содержание элементов программы
Цель и задачи программы наставничества
в соотношении с проблематикой образовательного
процесса, характеристикой континента ДОУ.
Выбранные на данный период формы
наставничества в соотношении с целью и задачами
внедрения целевой модели

2

План-график реализации
программы

Таблица с мероприятиями и сроками реализации
программы, ответственными, описанием итогового
или контрольного события, результата

3

Мониторинг
эффективности
реализации программы

Описание содержания, этапов и сроков мониторинга
и ответственных за его проведение

4

Приложение

Анкеты, опросники, справки, иные материалы,
необходимые для реализации программы

8.6. Программа утверждается заведующим ДОУ после согласования с педагогическим
советом.
9. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
9.1. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;
2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста
участников, динамика образовательных результатов.
9.2. Оценка эффективности внедрения целевой модели осуществляется
с периодичностью один раз в полугодие.

9.3. Оценка реализации программ наставничества осуществляется на основе
анкетирования и опросов участников программы в соответствии с графиком,
установленным программой.
9.4. В целях обеспечения открытости реализации целевой модели наставничества
на сайте ДОУ размещается и своевременно обновляется следующая информация:
реестр наставников;
мини-портфолио наставников;
перечень социальных партнеров, участвующих в реализации программы
наставничества;
 анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения целевой модели
наставничества, и др.





Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.06.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +79243508008, +7(30132) 423-05

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».