Бурятия - наш край родной

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА» п. ТАКСИМО
Принято:
На Педагогическом совете
Протокол №7
От 22 августа 2022 г.

Утверждаю:
Заведующая МБДОУ
детский сад
«Березка» п. Таксимо
____________Т.Г. Ерастова
Приказ №30/1 от 22. 08. 2022 г

Образовательная программа
духовно-нравственного воспитания
детей дошкольного возраста
«Бурятия - наш край родной»

П.Таксимо, 2022г.

1. Пояснительная записка
Актуальность парциальной образовательной программы
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых
событий, касающихся общественной жизни. В связи с этим у подрастающего поколения
наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном
этапе так актуальна проблема духовно-нравственного воспитания детей.
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и
происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями своей социокультурной
среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными
особенностями региона и родного города. Очень важно привить детям чувство любви и
привязанности к природным и культурным ценностям малой родины.
Программа обеспечивает учёт специфики образовательной деятельности – реализация
программы проходит на основе знакомых детям объектов малой родины и на основе тех
объектов, с которыми есть возможность познакомиться в реальных условиях.
Дети дошкольного возраста проявляют интерес к истории своей малой Родины, любят
совершать прогулки по поселку, посещать берег реки Муя, озера Баранчеевское и Ульто,
культурные места Таксимо. Чтобы поддержать этот интерес и удовлетворить запросы
родителей, образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» программы
«От рождения до школы» была дополнена и расширена задачами программы «Бурятия - наш
край родной».
Программа приведена в соответствие с ФГОС (Приказ Министерства образования и
науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и
основывается на идеях примерной общеобразовательной программы «От рождения до
школы» /Авторы: Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого
формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе,
культуре. Среди направлений образовательной программы нашего дошкольного
учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное,
художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.
Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с
невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом
жизни, называется традицией. Важно с дошкольного детства формировать в детях
духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя
традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения
культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и
играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств
мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной
личностной культуры.
В Законе «Об образовании» Республики Бурятия четко определена необходимость
обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера
образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными
традициями. В статье 29 «Конвенции о правах ребенка» определено что «Образование
должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной
самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает».
Для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное
человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий,
общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных
историко-культурных
и
климатических
особенностей,
конкретных
традиций,
национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей
социальной среды, нами была разработана программа эта программа. Она направлена на
изучение родной природы, культурного наследия — памятники архитектуры, искусства,
декоративно-прикладного искусства, художественно- ремесленные традиции, фольклор,
народные игры, что поможет детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей
малой Родине, к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая
при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и
морально-эстетическом плане.
Цель программы: приобщение детей к материальной и духовной культуре русского и
бурятского народов.
Задачи:
1. Познакомить с историей родного края;
2. Развивать нравственные основы в детях;
3. Воспитывать любовь и уважение к своему родному краю, традициям, обычаям, к
родному дому.
В основу реализации регионального компонента положены следующие принципы:
Принцип развивающего обучения.
Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. (Л. С. Выготский).
Принцип взаимодействия с социальными институтами.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, районной детской библиотекой, районным
краеведческим музеем, музеем доу и т. п. ; Ознакомление с родным краем стало стержнем,
вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.
Принцип личностно-ориентированного общения.
Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с
детьми.
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого

материала по тематическим блокам или направлениям.
Принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу
наглядности: иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей,памятников,
достопримечательностей и т. д. ;
Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного
материала последовательно (от простого к сложному) ;
Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным,
увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять
предлагаемые виды непосредственно образовательной деятельности, стремиться к
достижению результата.
Реализация регионального компонента осуществляется в рамках:
• непосредственно-образовательной деятельности;
• проектной деятельности;
• организации взаимодействия всех специалистов ДОУ;
• организации взаимодействия с родителями воспитанников;
• организации взаимодействия с социумом;
• смотрах-конкурсах, выставках, фестивалях;
• организации праздников и досугов.
Задачи регионального компонента интегрируются и решаются через образовательные
области: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социальнокоммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Художественное
творчество», «Речевое развитие»:
Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК)
Физическое развитие.
Необходимыми условиями в физическом развитии детей с учетом региональных
климатических и сезонных особенностей являются:
- создание условий в дошкольном образовательном учреждении;
- развитие потребности в двигательной активности детей при помощи подвижных
народных (бурятских, русских, украинских, белорусских), спортивных игр, физических
упражнений, соответствующих их возрастным особенностям;
- осуществление комплекса профилактических и оздоровительных работ с учетом
специфики ДОУ;

- совершенствование физического развития детей через национальные праздники,
народные игры.
Социально-коммуникативное развитие.
Использование национального регионального компонента в направлении, социально
личностного развития ребенка включает:
- развитие игровой деятельности, в которой отражается окружающая действительность
РБ, мир взрослых людей, формирование представлений о труде, профессиях взрослых
работающих на предприятиях города,детей других национальностей народов Бурятии,
родной природы, общественной жизни.
- обеспечение безопасности детей дошкольного возраста на улицах и дорогах родного
города.
Познавательное развитие.
Основными задачами в познавательно-речевом развитии детей с учетом национально –
регионального компонента являются:
- воспитание познавательного интереса и чувств восхищения результатами
культурноготворчества представителей разных народов, проживающих в республике
Бурятия.
-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, культуры познания
и интеллектуальной активности, широко использовать возможности народной и музейной
педагогики.
Речевое развитие.
- обучение детей двум государственным языкам (русскому и бурятскому) в равных
объемах.
- ознакомление детей с художественной литературой разных жанров; проявление интереса
к произведениям бурятского, русского и других народов, проживающих в РБ, устного
народного творчества: сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам, загадкам.
Художественно-эстетическое развитие.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами бурятского, русского,
белорусского, украинского музыкального, декоративно-прикладного, литературного
искусства включает в себя:
-создание условий для проявления детьми своих способностей в музыке, живописи,
танцах, театре и литературе;

- развитие продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному,
декоративно-прикладному искусству народов, проживающих в республике.
Комплексный подход, проведение интересных нетрадиционных форм работы с
детьми:народные праздники, посиделки, посещение музея, музея ДОУ, детской
библиотеки, исполнение народных песен, игра на музыкальных инструментах,спортивные
состязания, знакомство с декоративно-прикладным и изобразительным искусством,
являются первой ступенькой к приобщению детей к культуре бурятского и русского
народа, к овладению бурятским языком и повышению интереса у детей кистории своего
народа.
Организация воспитательно-образовательного процесса средствами народной
педагогики в младших группах детского сада.
Блок 1. Игры. В педагогической науке народные игры рассматриваются как важнейшее
средство всестороннего развития ребёнка. Глубокий смысл народных игр в их
полноценной роли в физической и духовной жизни, которая существует в истории и
культуре каждого народа. Различные по содержанию игры позволяют проследить
разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. От
содержательности игр зависит успех передачи культуры, быта, традиций того или иного
народа. Для народных подвижных игр характерно нравственно-ценностное содержание.
Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъёмом,
радостью, весельем, ощущением свободы.
Блок 2. Чтение художественной литературы. Приобщение к творчеству народных
поэтов и писателей начинается в дошкольном возрасте, когда закладываются основы
личности. Рассказы и стихи обращаются одновременно к чувствам, воображению и
мыслям ребёнка, помогая ему освоить нравственный опыт народа. Знакомство с
художественной литературой бурятских поэтов и писателей (Ц.-Д. Дондокова, Г.Чимитов,
Э.Дугаров, Д. Жалсараев и др.) воспитывает любознательность и интерес к жизни и
творчеству поэтов и писателей, к истории своей «малой родины».
Блок 3. Посещение музея ДОУ (Экскурсии, беседы, рассматривание альбомов). Большое
значение в духовно-нравственном и художественно-эстетическом воспитании
дошкольников играет музейная педагогика, функционирующая в детском саду. Это музей
старины, который был оборудован совместно с родителями, разбит на две зоны:
«бурятская юрта», «русская изба», где дети особенно любят играть и заниматься.
Ближайшая среда – народные игрушки, предметы быта, старинная утварь, их внешний
облик – всё это формирует адекватное отношение к миру вещей, труду взрослых,
формирует этику общения со сверстниками и взрослыми. Особое место в жизни
дошкольников занимают народные праздники, т.к. они объединяют в себе почти все
элементы нравственного воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную
деятельность. Они связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями
в природе, важными для народа событиями и датами. В детском саду праздничный круг
начинается с сентября; с Нового года – по Христианскому и буддийскому календарю,
открывающих календарный год; с марта – начала весны и сельскохозяйственных работ.
Праздник, являясь традиционным элементом жизни людей, включает в себя народные и

религиозные традиции. Взрослые и дети в условиях дошкольного учреждения празднуют
Хэшэгэй найр (праздник урожая), Рождественские посиделки, Сагаалган (Праздник Белого
месяца), Пасху, Масленицу.
Блок 4. Народное творчество. В процессе ознакомления с народным искусством очень
важно научить детей понимать и чувствовать художественные образы, помочь усвоить
первые эстетические представления и отношения, приобрести элементарные прикладные
навыки традиционного художественного творчества. В процессе деятельности
(декоративная роспись, аппликация, работа с подручным материалом и т.д.), дети
овладевают элементарными методами и приёмами данного искусства, совершенствуются
визуальные, тактильные виды восприятия, развивается крупная и мелкая моторика руки,
координация движений, самоконтроль, самоорганизация и элементарные практические
навыки.
Организация воспитательно-образовательного процесса средствами народной
педагогики в средней и старшей группах детского сада.
Блок 1. « Уголок Бурятии – отчий дом». Это направление предусматривает получение
детьми краеведческих сведений о Республике Бурятия, о городе Улан-Удэ. Знакомство
дошкольников с гербом, флагом Бурятии дети получают сведения о цветах герба и флага,
о значении изображаемых на них символов. Знакомство с историей возникновения и
развития города, с особенностями быта и семейного уклада предков). В ДОУ, опираясь на
наглядность, проводятся беседы с детьми о работах народных мастеров, дошкольники
знакомятся с предметами быта их назначением, названием, рассматривают русскую и
бурятскую национальную одежду, обувь. Дети посещают достопримечательные места в
селе, знакомятся с памятниками культуры, архитектуры на основе слайдов и фотографий .
Большое значение имеет взаимодействие с социумом где на основе экспонатов, выставок
ведется ознакомительная работа с родным краем.
Блок 2. «Историческое, литературное и художественное наследие». Дети узнают о том,
что слова гимна Бурятии написаны нашим земляком Д.З.Жалсараевым. Блок интересен
тем, что знакомит детей с археологическими памятниками бурятской земли, с
литературными произведениями детских писателей и поэтов бурятской земли,
воспитывает уважение к героям –соотечественникам. Организуются экскурсии
вкраеведческий уголок ДОУ и музей в центре дополнительного образования детей
«Созвездие».
Блок 3. «Люблю тебя, мой край родной». В этом блоке дети знакомятся с природно
экологическим своеобразием края, где рассматривается флора и фауна республики,
экологические проблемы и природные богатства, дошкольники получают сведения
огеографических и климатических особенностях своей местности, где подробно
рассматривается зона тайги с распространенными и редкими растениями, лекарственными
травами, животным миром. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту
окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно.
Формируется желание больше узнать о родной природе, стать ее защитником.
Приоритетными формами в реализации данного направления являются: беседы,

экскурсии, акции, целевые прогулки, изготовление гербария, труд в природе, наблюдения,
эксперименты и опыты, связанные с объектами природы.
Возраст детей, на которых рассчитана программа
Программа «Бурятия - наш край родной» ориентирована на детей 3-7 лет.
Важнейшим условием формирования ценностных ориентиров у дошкольников
является осознанное отношение, переживание и оценка объектов окружающей
действительности.
Современные дети мало знают о родном крае, особенностях народных традиций.
Стало необходимым донести до сознания воспитанников: как можно пробудить в растущем
человеке любовь к малой Родине; воспитывать любовь и уважение к родному городу, к
детскому саду, к образам, воспитывающим мужество, смелость, героизм, чувство гордости за
свой город и желание сохранять и приумножать богатство своего города.
Историческое своеобразие малой Родины оказывает воздействие на детей, формируя и
совершенствуя общие умственные способности. Дошкольный возраст-период активного
познания мира и человеческих отношений.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста таковы:

Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение
«мой» по отношению к городу.

Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому
микрорайоне, но и в центральных улицах родного города. Знает и стремится
выполнять правила поведения в городе.

Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу,
его истории, необычным памятникам, зданиям.

С удовольствием включается в проектную деятельность, детское
коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины.

Ребенок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в
социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных
лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым
жителям города.

Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает
сюжет и т. д.

С удовольствием отражает впечатления о городе в деятельности.

Стремится к проявлению инициативы в социально-значимых делах,
связанных с жизнью родного города.
1.5. Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной
программы
Развиваемые качества
ребенка
Любознательный, активный

Эмоционально отзывчивый

Проявления качеств личности в деятельности
Интересуется историей родного поселка, задает вопросы
взрослым. Способен самостоятельно действовать, в
случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Принимает живое, заинтересованное участие в
образовательном процессе.
Откликается на эмоции близких людей и друзей.
Эмоционально реагирует на произведения
изобразительного искусства, музыкальные и
художественные произведения. Сопереживает персонажам

сказок, историй, рассказов.
Адекватно использует вербальные и невербальные
средства общения, владеет диалогической речью и
конструктивными способами взаимодействия с детьми.
Способен изменять стиль общения со взрослыми или
сверстниками в зависимости от ситуаций.
Способный управлять своим
Поведение преимущественно определяется не
поведением и планировать свои сиюминутными желаниями и потребностями, а
действия на основе первичных требованиями со стороны взрослых. Способен планировать
ценностных представлений,
свои действия. Соблюдает правила во время проведения
соблюдающий элементарные
игр – путешествий, походов, экскурсий.
общепринятые нормы и
правила поведения
Способный решать
Может применять самостоятельно усвоенные знания и
интеллектуальные и
способы деятельности в решении логических задач и
личностные задачи (проблемы), проблемных ситуаций. Способен предложить собственный
адекватные возрасту
замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе…
имеющий первичные
Имеет представление о поселе Таксимо, его жителях,
представления о себе, семье,
достопримечательностях.
обществе, государстве, мире и
природе
Овладевший универсальными
Умеет работать по правилу и по образцу, слушать
предпосылками учебной
взрослого и выполнять его инструкции.
деятельности
Овладевший необходимыми
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые
Овладевший средствами
общения и способами
взаимодействия со взрослыми и
сверстниками

умениями и навыками

для осуществления различных видов детской
деятельности.

1.6. Формы подведения итогов
Наблюдение процесса формирования у детей дошкольного возраста уважительного
отношения к малой родине и чувства принадлежности к ней, заполнение Карты наблюдения.
Организация выставок детских творческих продуктов.
Праздничное мероприятие, посвященное культурным традициям Бурятии.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Проектирование образовательной работы по программе
Вторая младшая группа
Формы работы
Режимные моменты

Совместная
деятельность
педагога с детьми

Самостоятельная
деятельность детей

Совместная
деятельность с
семьей

Формы организации детей
Индивидуальные
Подгрупповые

Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные

Индивидуальные
Подгрупповые

Групповые
Индивидуальные

Сентябрь
Игра – драматизация
«Петушок и его
семья»
Чтение стихов о
детском саде

Беседа « Наша
дружная семья»

Сюжетно – ролевая
игра «Семья»

Октябрь
Творческая игра
Рисование « Моя
«Знакомство с
любимая игрушка»
трудом работников д
\с»

Изготовление
альбома « Где мы
отдыхали летом»
Трудовой десант «
Чистота – залог
здоровья» (помощь в
уборке листьев на
территории д \с)

Ноябрь
Беседа «Почему я
люблю свой дом»

Беседа об
изменениях в
природе

Игра «Какие дома на
нашей улице»

Загадки о зиме

Конструирование «
Наша улица в
Таксимо»

Декабрь
Аппликация
«Нарядим елочку»

Совместная прогулка
с родителями по
улицам поселка.
Конкурс «Лучшая
новогодняя
игрушка»

Январь
Беседа о Бурятии.
Прослушивание
песен о родной
земле.

Игра – путешествие
«Мой поселок»

Рассматривание
альбома «Памятные
места Таксимо»

Экскурсия по
поселку на
автомобиле
совместно с
родителями

Февраль
Беседа « Наша
Армия»

Рассказ о земляках защитниках
Отечества

Изготовление
подарков для пап и
дедушек

Март

Спортивное
развлечение
«Вместе с папой»

Пение песен о маме,
чтение стихов

Беседа « Моя мама
самая…»

Дид/игра « Не
поделили игрушку»

Апрель
Игра – беседа
Сюжетно – ролевая
«Каждой вещи свое
игра «День рождения
место»
Мишутки»

Слушание песен о
ВОВ

Изготовление
подарков маме и
бабушке

Май
Изготовление
подарков родителям
к 9 мая.

Рассказ о Дне
Победы

Семейные посиделки
«Вместе с мамой»

Консультация для
родителей «Наши
правила»
Совместная поездка
с родителями на
митинг, к памятнику
Победы

Средняя группа
Формы работы
Режимные
моменты
Индивидуальные
Подгрупповые
Игра – драматизация
«Петушок и его
семья»
Инсценировка
«Ушки - неслушки»
Чтение стихов о
детском саде
Беседа «Мой
воспитатель»

Беседа «Почему я
люблю свой дом»
Дид /игра «Где чей
дом?»

Беседа об
изменениях в
природе
Дид \игра «Зимушка
– зима»

Совместная
Самостоятельная
деятельность
деятельность детей
педагога с детьми
Формы организации детей
Групповые
Индивидуальные
Подгрупповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Сентябрь
Беседа « Наша
Сюжетно – ролевая
дружная семья»
игра «Семья»
Дид/игра «В гостях у Чтение рассказа В.
куклы Антоши»
Драгунского «Сестра
моя Ксения»
Октябрь
Творческая игра
Рисование « Моя
«Знакомство с
любимая игрушка»
трудом работников д Конструирование
\с»
«Лесенка для
Игра «Что такое
Матрешек»
хорошо и что такое
плохо?»
Ноябрь
Игра «Какие дома на Конструирование
нашей улице»
«Наша улица»
Инсценировка по
Сюжетно – ролевые
сказке «Зимовье
игры «Поликлиника»,
зверей»
«Аптека», «Магазин»

Загадки о зиме
Чтение стихов о
зиме и зимних
явлениях

Декабрь
Аппликация
«Нарядим елочку»
Х/Т «Шарики на
елку»

Совместная
деятельность с
семьей
Групповые
Индивидуальные
Изготовление альбома
« Где мы отдыхали
летом»
Фотоколлаж «Моя
семья»
Трудовой десант «
Чистота – залог
здоровья» (помощь в
уборке листьев на
территории д \с)
Вечер подвижных
игр,
Совместная прогулка
с родителями по
улицам Таксимо
Изготовление
фотовыставки « Мой
дом – моя крепость»
Конкурс «Лучшая
новогодняя игрушка»
Выставка поделок к
Новому году

Январь
Игра – путешествие
Рассматривание
«Мой поселок».
альбома «В сердце
Просмотр
моем БАМ»
Словесная игра
кукольного театра
Конструирование
«Закончи фразу»
«Святочные
«Двухэтажные дома»
посиделки»
Показ видеоролика о
о строительстве
Таксимо.
Февраль
Беседа « Наша
Рассказ о
Изготовление
Армия»
защитниках
подарков для пап и
Рассматривание
Отечества
дедушек
иллюстраций о
Игра – соревнование Конструирование
военных профессиях «Сильные и ловкие» военной техники
Март
Пение песен о маме, Беседа « Моя мама
Изготовление
чтение стихов
самая…»
подарков маме и
Драматизация сказки Чтение рассказа
бабушке
«Волк и семеро
«Бабушкины руки»
Х/Т
(лепка
из
козлят»
пластилина)
«Букет для мамы»
Прослушивание
песен о родном крае.

Апрель
Дид/игра « Не
Игра – беседа
Сюжетно – ролевая
поделили игрушку»
«Каждой вещи свое
игра «День рождения
Беседа «Я берегу
место»
Буянто»
игрушки и одежду». Подвижные игры
Ситуация «Можно ли
Знакомство с
«Медведь и пчелы», свою игрушку
Красной книгой РБ. - «Заяц – месяц».
приносить в детский
Познакомить детей с Пасхальные игры
сад?»
редкими растениями «Катись мое яичко»
и животными
Бурятии.
Май
Слушание песен о
Рассказ о Дне
Изготовление
ВОВ
Победы»
подарков ветеранам
Чтение книг на
Игра – забава
Игра «Сильные и
военную тематику Л. «Попади в цель»
ловкие»
Кассиля, С.
Михалкова, С. Я.
Маршака

Экскурсия по
достопримечательным
местам на автомобиле
совместно с
родителями

Спортивное
развлечение «Вместе
с папой»

Семейные посиделки
«Вместе с мамой»
Игровая программа
«А ну-ка девочки!»
Участие в проводах
зимы.
Консультация для
родителей «Наши
правила»
Участие в пасхальных
гуляниях.

Совместная поездка с
родителями к
памятнику Победы.

Старшая группа

Режимные моменты
Индивидуальные

Формы работы
Совместная
Самостоятельная
деятельность
деятельность детей
педагога с детьми
Формы организации детей
Групповые
Индивидуальные

Совместная
деятельность с
семьей
Групповые

Подгрупповые

Беседа с детьми
«Грибы и ягоды –
съедобные и
ядовитые!»

Подгрупповые
Индивидуальные

Подгрупповые

Сентябрь
Растительный и
Экспериментальная
животный мир
деятельность
Бурятии. Красная
«Помощница вода»
книга.
Рассматривание
иллюстраций
растений и насекомых

Индивидуальные

Изготовление
альбома
(гербария) «Природа
нашего края»
Экскурсия в осенний
лес.

Октябрь
Чтение легенды о
Байкале.
Дид/игра «Опиши –
мы угадаем»

Беседа с детьми
«Народы Бурятии и их
обычаи»
Рассматривание
фотоальбома
«Природа родного
края»

Изготовление панно
из природного
материала « Наш
муйский лес »
Сюжетно – ролевая
игра « Мы – гиды»
(по слайдам)

Экскурсия по
памятным местам
Таксимо.
Проект «Мое
любимое Таксимо»

Ноябрь
Дид/игра « Кто, где
живет» (животные
родного края)
Беседа «Кто как к
зиме готовится в
лесу?»
Дид/игра «Доскажи
словечко» (животные
родного края)

Посетить мини музей
в ДОУ - Формировать
представление о
предметах быта в
русской избе и
бурятской юрте;
воспитывать
устойчивый интерес и
уважение к истории и
культуре разных
народов.

Рассматривание
альбома «Времена
года. Бурятия»Цель: воспитывать у
детей любовь к
природе родного
края, видеть красоту
леса, желание беречь
деревья, заботиться
о животных наших
лесов.

Совместная прогулка
с родителями по
улицам Таксимо,
посещение ТРК
«Ангар».

Декабрь
Рассказ воспитателя о
строительстве БАМа.
Рассматривание
альбома «Золотое
звено»

Составление рассказа
«Мое любимое место
в Таксимо?»
Дид/игра
«Заколдованный лес»

Конструирование из
еловых и сосновых
шишек.
Аппликация
обрывная « Мой
дом»

Игровая ситуация «В
гостях у бабушки
Аюны».

Январь

Создание альбома
рисунков «Муйский
лес». Расширять
представления о
сезонных изменениях
в природе на
территории РБ
(изменения в погоде,
растения зимой,
поведение зверей и
птиц).

Рассматривание
репродукций картин
местных художников
Настольная игра
«Собери картину»
(разрезные
иллюстрации)

Слушание муз.
произведения Н.
Бежиной «Улан-Удэ»
Беседа воспитателя с
детьми « Что я знаю о
столице Бурятии?»

Познакомить детей с
культурными
традициями
русского и
бурятского народа;
народов,
проживающих в
Бурятии; их
фольклором.

Выставка детских
рисунков «Я люблю
Таксимо»
Посещение
выставочного зала в
центре туризма.

Февраль
Беседа и
рассматривание
фотографий о
празднике Сагаалган
Познакомить с
коренными народами
Бурятии и дать
представление об их
традициях и обычаях.
Составление рассказа
«Моя мама»
Рассматривание
русских и бурятских
костюмов и деталей
женской одежды

Беседа « Наши папы
лучше всех»
Просмотр слайдов
«Защитники Родины»
Сюжетно-ролевая
игра
«Чаепитие с Баярмой»

Изготовление
поделки «Самолет» в
подарок папам и
дедушкам
Сюжетно-ролевая
игра
«Мы солдаты»

Март
Этюд «Назови
Коллективное панно
ласково»
«Букет для мам»
Игра – драматизация
(флористика)
«Найди свою маму»
Рисование «Портрет
Д/И «Мамы и
мамы»
детеныши»
Раскраски
«Масленичные
«Животный мир
гуляния» Бурятии»
развлечение с детьми

Спортивное
развлечение «А ну-ка,
мальчики!»
Народный праздник
«Сагаалган»

Выставка детских
рисунков «Мамин
портрет»

Апрель
Рассказ воспитателя о
знаменитых
спортсменах Бурятии.
Чтение Ц. Бадмаев
«Потешные ягнята»
Беседа и
рассматривание
фотографий
«Сундучок бабушки
Туяны»
художественная
обработка дерева

Чтение рассказов и
стихотворений о
ВОВ.

Познакомить детей с
Познакомить детей
бурятскими
с избранными
народными
стихами Л.М.
музыкальными
Босхоловой из книги
инструментами. Хур – «На земле Гэсэра»,
струнный смычковый Вечер подвижных
инструмент, Чанза
народных игр.
(шанза) - струнный
щипковый
Рисование «Украсим
инструмент, Лимба –
посуду бурятским
старинный духовой
узором»
инструмент Дид/игра
«Опиши – мы
Пасхальные игры
угадаем»
«Катись мое яичко»
Май
Беседа о подвигах
Рисование «Этот
солдат-земляков во
день Победы»
время Великой
Высаживание цветов
Отечественной войны на аллею детского

Участие в пасхальных
гуляниях.
Участие в конкурсе
семейных работ
«Пасхальное яичко»

Оформление альбома
«Скажем «нет»
войне»

Игровая ситуация «По
Бурятии родной
путешествуем с
тобой» Цель: учить
развивать сюжет,
помочь запомнить
названия столицы РБ,
городов,, познакомить
с
достопримечательност
ями РБ

Слушание песен о
ВОВ

сада.

НОД « Труд людей
родной земли».

Экскурсия к Вечному
огню

Организовань игры
«Иголка, ниточка,
узелок», «Волк и
ягнята», «Табун».

Подготовительная группа
Формы работы
Режимные моменты

Индивидуальные
Подгрупповые

Совместная
деятельность
педагога с детьми

Самостоятельная
деятельность детей

Формы организации детей
Групповые
Индивидуальные
Подгрупповые
Подгрупповые
Индивидуальные

Сентябрь
Дид/игра «Кто, где Игровая ситуация
Декоративное
живет» (животные «путешествуем по
рисование
родного края)
"Бурятский
берегу Байкала»
Беседа «Кто как к
Цель: учить развивать национальный
зиме готовится в
сюжет, закрепить
костюм".
лесу?»
названия животных и
Драматизация
растений эндемиков.
сказки «Лиса и
Реализация проекта
заяц»
«Вятское чудо» знакомство с
дымковской игрушкой
Октябрь
Чтение легенды о
Беседа «Чем дорого
Рассматривание
озере Байкал.
нам Таксимо?»
«Наш муйской
герб»
Дид/игра «Опиши – Рассматривание
мы угадаем» (дары
книги« «Жемчужина
Сюжетно – ролевая
муйского леса)
Сибири-озеро
игра «Мы – гиды»
Байкал.»
(по слайдам)
Рассказ воспитателя
о строительстве
Знакомство с
Рисование «Мой
БАМа.
бурятской поговоркой дедушка строил
Рассматривание
БАМ»
альбома «Золотое
звено»
Ноябрь
Чтение
Знакомство с песней
Экскурсия по по

Совместная
деятельность с
семьей
Групповые
Индивидуальные

Изготовление альбома
(гербария)
«Природа
нашего края»
Экскурсия в осенний
парк
Участие в совместном
с воспитателем труде
на участке д/сада:
уборка листвы.

Проект «Здравствуй,
северный наш лес»
Фотовыставка «Мы за
чистоту в муйских
лесах!»

Привлечь родителей и

произведений А.
Муратов «Сказка
старого Хубиэ»
Беседа и
рассматривание
слайдов «Золотой
край Бурятии» рассказать детям о
добыче золота на
севере Бурятии.
Рассказ воспитателя
о
возникновении
отдельных
зданий
города
Игровое задание «О
чем говорят
названия»
Рассматривание
репродукций картин
местных
художников
Настольная игра
«Собери картину»
(разрезные
иллюстрации)
Дид/игра «Знатоки
города»
Рассмотреть с
детьми фото
бурятских дацанов.
Рассказать детям,
что в канун
Сагаалгана во всех
монастырях
проводятся
предновогодние
хуралы. В эти дни
каждый может
пойти в дацан и
совершить обряды
почитания и
благодарения
сахюусанам.
Составление
рассказа «Моя
мама»

на бурятском языке
«Тихая песня».
Рассказать, о чем
поется в песне. Цель:
настраивать детей на
тихие, ласковые
интонации
колыбельной песни,
учить размышлять по
поводу сюжета;

ознакомлению с
достопримечательн
остями поселка
Таксимо.
Рисование «Мы
живем в Таксимо».

Декабрь
Составление рассказа Рисование
«Чем мне нравится «Украсим
это здание?»
рукавицы
Дид/игра
бурятским узором»
«Заколдованный
город»
Дид/игра «Догадайся
по описанию»
Январь
Слушание муз.
произведения Н.
Сюжетно – ролевая
Бежиной «Мой Улан- игра «Картинная
Удэ»
галерея»
Викторина « Что я
Изготовление
знаю о своем городе?» панно из
природного
Досуг «Коляда,
материала «Наш
коляда, отворяй
герб»
ворота!»
Февраль
Беседа «Наши папы
Изготовление
лучше всех»
поделки «Самолет»
Просмотр слайдов
в подарок папам и
«Защитники Родины» дедушкам
Познакомить детей с
русскими и
бурятскими
поговорками и
пословицами о
смелости и храбрости.

Сюжетно-ролевая
игра
«Мы солдаты»
Военно-спортивная
игра «Будущие
защитники»
Рисование
«Украсим унты для
Туяны»

Март
Познакомить детей с
Коллективное
бурятским народным
панно «Букет для
музыкальным
мам» (флористика)

детей к акции
«Покормите птиц
зимой!»

Создание альбома
«Сохраним Байкал»
Составление рассказа
совместно с
родителями «Чем мне
нравится это здание?»
Выставка детских
рисунков
Папка – передвижка
«Цвети, мой край
родной»

«Соленое тесто» обратить внимание
детей, что происходит
с мукой, если в нее
добавить воды.
Познакомить со
свойствами муки.
Лепка из теста «Буузы»
Спортивное
развлечение «А ну-ка,
мальчики!»

Выставка детских
рисунков «Мамин
портрет»

Рассматривание
русских костюмов и
деталей женской
одежды

Рассказ воспитателя
о президенте
Республики
Бурятия, где он
живет, чем
занимается,
Просмотр альбомапрезентации «Мы
ими гордимся» о
знаменитых
земляках.
Прослушивание
гимна Бурятии.
Беседа «Наш край
родной»
Чтение В. Аласуева
«У нас в Бурятии»,
«Мы живём за
Байкалом».

инструментом
Рисование
дынчики – небольшие «Портрет мамы»
медные диски,
нанизанные на
Аппликация
металлический
«Украсим новую
стержень и при ударе юрту Амгалана»
палочкой издающие
нежный
вибрирующий звук.
Апрель
Дид/игра «Опиши –
Вечер народных
мы угадаем»
подвижных игр Ситуация «Кем я хочу Эстафета дружбы.
быть?»
Рассматривание
Чтение стихотворения альбома «Моя
В. Маяковского «Кем Бурятия» Цель: дать
быть?»
детям представление
Досуг - «Пасхальные
о растениях и
посиделки».
животных,
населяющих леса
Бурятии.
Май
Беседа о подвигах
Рисование «Этот
солдат во время
день Победы».
Великой
Раскраски
Отечественной войны «Животный мир
Слушание песен о
Байкала»
ВОВ
Знакомство с флорой
и фауной реки Муя.

Конкурс «Шляпное
агентство»
Проект «История
национальных
костюмов семейских и
бурят »

Участие с родителями
и педагогами в
социально-значимых
событиях,
происходящих в
Муйском районе.

Оформление
выставки «Скажем
«нет» войне».
Конкурс семейных
работ «Спасем лес от
пожара!»

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы
Воспитатель организует образовательную деятельность в группе, экскурсии,
организует предметно пространственную среду в группе, формирует фонд методических,
наглядно-иллюстративных материалов. Осуществляет работу с родителями.
Музыкальный руководитель помогает в подборке музыкального сопровождения.
Разучивает с детьми песни и танцы, усиливающие эмоциональное восприятие культуры
родного края.
3.2. Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы
Программа реализуется в следующих условиях:
 оснащение предметно-развивающей среды уголками патриотического
воспитания, фотовыставками «Права ребенка», «Байкал – Жемчужина Сибири»,
предметами декоративно-прикладного творчества бурятских и русских
умельцев, предметами народного быта;

 мини-музей «Русская изба», «Бурятская юрта»
 применение в образовательном процессе наглядно-демонстрационного и
раздаточного материала;
 использование мультимедийного оборудования, интерактивной доски с
подбором презентаций о Бурятии и г.Улан-Удэ; о Байкале.
3.3. Научно-методическое обеспечение парциальной образовательной программы
Перечень
программ и
технологий

1.Программа ««От рождения до школы» /Авторы: Н.Е. Веракса, Т.С.
Комарова, М.А. Васильева.
2. «Приобщение детей к истокам народной культуры» Авторы : Князева
О.Л., Маханева М.Д.
Перечень пособий1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Изд-во
ЦГЛ, 2005.
2.Алябьева Е.А. Тематические дни в детском саду. – М.: ТЦ Сфера,
2010.:
3.Петухова А.А. Тематические дни в детском саду. – Волгоград
Учитель, 2011.
4. Сборник народных игр. – М.: детская литература, 1980.
Формы образовательной деятельности детей
Режимные моменты

Индивидуальные
Подгрупповые
Дидактические игры
Продуктивная
деятельность
Проблемные
ситуации
Игровые упражнения
Рассматривание
произведений
искусства,
репродукций
Создание коллекций

Формы работы
Совместная
Самостоятельная
деятельность
деятельность детей
педагога с детьми
Формы организации детей
Групповые
Индивидуальные
Подгрупповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Игры
Игры
Ситуативные
Продуктивная
разговоры
деятельность
Продуктивная
Рассматривание
деятельность
альбомов,
книг,
Проектная
фотографий
деятельность

Совместная
деятельность
семьей

с

Групповые
Индивидуальные
Акции
Проектная
деятельность
Экскурсии
Прогулки
Создание семейных
альбомов

3.4. Время и сроки реализации парциальной образовательной программы
Программа рассчитана на четыре года работы с детьми со 2-ой младшей по
подготовительную группу (27 недель в год):

2 младшая группа: занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую
половину дня по 15 минут. Недельная нагрузка по программе составляет 15
минут. Общая нагрузка по программе – 405 минут.

средняя группа: занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую
половину дня по 20 минут. Недельная нагрузка по программе составляет 20
минут. Общая нагрузка по программе – 540 минут.

старшая группа: занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую
половину дня по 25 минут. Недельная нагрузка по программе составляет 50
минут. Общая нагрузка по программе –600 минут.

подготовительная группа: занятия проводятся 2 раза в неделю во
вторую половину дня по 30 минут. Недельная нагрузка по программе
составляет 60 минут. Общая нагрузка по программе – 1560 минут.
Данные формы НОД реализуются также в режимных моментах: совместная
деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей, совместная
деятельность с семьей.
Формами организации жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания
программы являются беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, видеопутешествия, экскурсии, походы, развлечения и т.д. Данная деятельность соответствует
требованиям СаНпин.


3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Для реализации программы во второй младшей и средней группах (3-5 лет) создан
уголок «Моя Бурятия» где представлены:
 куклы в бурятских национальных костюмах;
 национальные костюмы для сюжетно-ролевых игр, проведения
праздников и развлечений;
 альбом «Мы путешествуем по Бурятии»;
 художественные произведения
 изделия народного промысла;
 для детского творчества подготовлена глина, бумага(копировальная,
картон, цветная и др.).
В старшей группе (5-6 лет) выделено место под уголок «Бурятия – мой Край родной
» где расположены:

государственная символика (герб, флаг Бурятии);

оформлены альбомы «Достопримечательности Бурятии», «Муйская
долина»;

подобраны сказки, песни на основе фольклора, изделия декоративноприкладного искусства;

подобраны игры народов, проживающих в данной местности;

картотека дидактических игр «Где это растет?», «Где это находится?»,
«Осторожно дорога!»

для детского творчества (деревянные изделия для росписи, глина,
бумага, ножницы, клей и др.);

для проведения национальных праздников и развлечений подобраны
национальные костюмы и атрибуты обихода;

для детского творчества сделана подборка материалов (бумага,
деревянные изделия, коробочки разной величины и др.);

художественная литература – произведения местных авторов.
В подготовительной к школе группе (6-7 лет):

уголок «Юный патриот», в котором находятся: государственная
символика (герб, флаг и гимн Бурятии, материал для прослушивания (национальная
музыка и песни);

дидактические игры «Загадки природы », «На сказочных тропинках»
(пазлы), «Веселое домино», «Где это находится»;

костюмы для сюжетно-ролевых игр, проведения народных праздников и
развлечений;


для детского творчества сделана подборка материалов (бумага,
деревянные изделия, коробочки разной величины и др.);

собраны пословицы и загадки, сказки разных национальностей;

художественная литература – произведения местных поэтов и
художников: И. и П. Мелиховых;

привлекают внимание альбомы «Моя семья», «Достопримечательности
Бурятии», «Народные праздники», «Национальные костюмы»; «

Оформлена выставка «Улицы моего поселка»

V. ЛИТЕРАТУРА
1. «От рождения до школы» Авторы: Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.
2. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для
дошкольных образовательных учреждений.- М: Линка-Пресс, 2009.-224 с.
3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Авторы : Князева О.Л.,
Маханева М.Д
4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные
опыты и эксперименты для дошкольников/О.В. Дыбина (отв. ред.).- М. :ТЦ «Сфера,
2005.- 192 с.» (Серия «Вместе с детьми»).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.06.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +79243508008, +7(30132) 423-05

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».